Контакты
Тел: +7-919-301-75-85 - вопросы по заказу рефератов и курсовых
Тел: +7-906-863-05-57 - вопросы по готовым работам
ICQ: 410-003-521; 468-136-365
email: victory_x52@inbox.ru; kupi5@yandex.ru
О нас arrow Русский язык и культура речи arrow Рефераты arrow Теории развития речи
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Поиск:

Теории развития речи

Печать E-mail

Проблема развития речи в психологии. Бихевиористский подход к развитию речи Дж.Уотсона и Б.Ф.Скиннера. Преформистские теории развития речи Н.Хомского и Э.Ленненберга. Релятивистские теории (Э.Сапир и Б.Уорф). Когнитивная теория Ж.Пиаже и ее критика Л.С.Выг

Эти матерьялы вы можете использовать бесплатно

Оглавление

 

Введение 3
1. Проблема развития речи в психологии 4
2. Бихевиористский подход к развитию речи Дж.Уотсона и Б.Ф.Скиннера 7
3. Преформистские теории развития речи Н.Хомского и Э.Ленненберга 10
4. Релятивистские теории (Э.Сапир и Б.Уорф) 13
5. Когнитивная теория Ж.Пиаже и ее критика Л.С.Выготским 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

 

...

 Выдержки из работы

...

В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека.
Кажется, что на этот вопрос существует только один ответ: речь не является врожденной, а формируется в процессе онтогенеза. Существуют примеры, подтверждающие истинность данного вывода. Например, у детей, выросших в изоляции от людей, не существует никаких признаков членораздельной речи. Только у человека, выросшего среди людей, может появиться вербальная понятийная речь.
С другой стороны, существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. Например, многие высшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциям напоминающими речь человека. Более того, предпринимались относительно успешные попытки научить животных (обезьян) примитивному языку знаков, похожему на язык глухонемых. Также существуют доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества звуков. Еще одним доказательством врожденности речи является то, что стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы. Причем эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где они родились и в условиях какой культуры они развивались.
Однако, как уже было отмечено, однозначного ответа на вопрос о происхождении речи не существует. Кроме этого существует целый ряд теорий, пытающих объяснить или описать процесс формирования речи.
Цель работы - проанализировать основные теории развития речи.

...

.Пиаже (1932), напротив, полагает, что речевое развитие ребенка первоочередно зависит от мышления, а не наоборот. Первые высказывания детей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отображения («регистрации» умственных достижений), формируется при взаимодействии ребенка со средой.
Последняя точка зрения позволяет согласовывать основные положения всех других концепций и поэтому имеет много сторонников.
К сожалению, методы, которыми располагает наука в настоящее время для решения вопроса о реальных процессах, лежащих в основе передачи и понимания речевых сообщений, еще чрезвычайно ограничены. Поиск строгих моделей тех языковых структур, которые отвечают за кодирование и декодирование речевых сообщений, т.е. почему язык усваивается, понимается и воспроизводится людьми, составляет предмет активно развивающейся области науки - психолингвистики.
Филогенез языка - это процесс возникновения и развития человеческого языка вообще, а не процесс возникновения и развития языка каждой данной личности [10, с.39].
Интересно отметить, что «момент» филогенетического зарождения языка датируется гипотетически очень отдаленными временами, так что Парижское лингвистическое общество еще в 1865 году в своем уставе запретило рассмотрение любых гипотез о происхождении языка, как проблемы «бесполезной» и «непродуктивной». Однако интерес к непознанному оставался, и возникло множество гипотез речевого филогенеза.

...

Современная психолингвистика рассматривает язык как систему, реализуемую в речеповеденческом механизме. Предметом психолингвистики является изучение природы и структуры языковой способности человека и ее реализации в речевой деятельности.
Более широкое определение психолингвистики дал А.А.Леонтьев, который сформулировал предмет этой науки. Психолингвистика, в соответствии с его определением - это речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования. Р.М.Фрумкина подчеркивает, что психолингвистика - это прежде всего определенный ракурс, в котором изучаются язык, речь и познавательные процессы.
Проблемы природы языковой способности очень важна в психолингвистике. Если предметом психолингвистики является речевая/языковая способностью человека, то необходимо понять, в чем ее природа, какова ее структура и каким образом она функционирует в актах речевой деятельности.
Во-первых, это проблема языковой способности или способности к усвоению языка, которая передана человеку генетически. Она является врожденной и предопределяет овладение родным языком. Языковая способность представляет собой прижизненно формируемый механизм, находящийся под влиянием социальных факторов.
Другая проблема в процессе усвоения языка - это овладение системой определенных правил. По утверждению психолингвистов, грамматические правила как бы существуют в сознании говорящего и создают основу для понимания им языковых отношений. В связи с этим безусловным считается, что человек овладевший языком, обязательно овладел и системой правил, при помощи которых он соотносит определенным образом звук и знание (Д. Слобин, Дж. Грин). У детей, как полагает Н. Хомский, даже в самом начале языкового развития, есть такая же знаковая система, как и у взрослого (система с трехступенчатым строением, включая фонетику, семантику, синтаксис). Совершенно очевидно, что для практического овладения языком ребенок должен усвоить конкретный материал (систему фонем, лексику, специфические для данного языка морфологию и синтаксис).
Теории имитации и практики лишь внешне противопоставлены теории Н.Хомского, а, по сути, они предполагают наличие неких «врожденных схем», на основе которых ребенок слышит готовые образцы речи взрослых и «прилаживает» свою речь к этим образцам.
Н.Хомский считает, что человеческий мозг запрограммирован на овладение языком. Язык присущ только человеку как биологическому виду и является свойством всех представителей этого вида [9, с.51].
Более того, во всех своих вариантах язык следует одной и той же базовой логической структуре, универсальному синтаксису - «глубинной структуре», которой не нужно обучаться, в отличие от «поверхностной структуры», т.е. специфических идиом конкретного языка.
 ...

В работе рассмотрен ряд теорий, пытающих объяснить или описать процесс формирования речи.
Среди наиболее известных из них находится теория научения. Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.
Однако данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остается быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в раннем детстве. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами но себе не могут быть приобретены в процессе научения. Далее, в развитии речи ребенка существуют моменты (в основном связанные с детским словотворчеством), которые не могут быть объяснены подражанием речи взрослых. Следующий факт, вызывающий сомнение в истинности данной теории, состоит в том, что взрослые обычно подкрепляют одобрением не правильные, а умные и рассудительные высказывания детей.
Следующей теорией, рассматривающей проблему формирования речи, является теория специфических задатков. Ее автором является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данный возраст называется сензитивным для формирования речи.
Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и формирования речи - когнитивная теория Ж.Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.
Поскольку речь зашла о взаимосвязи мышления и речи, нельзя не остановиться на исследованиях, проводившихся Л.С.Выготским. Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. Выготский внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства - речевое мышление.
 

 
« Пред.   След. »
Контакты
Тел: +7-919-301-75-85 - вопросы по заказу рефератов и курсовых
Тел: +7-906-863-05-57 - вопросы по готовым работам
ICQ: 410-003-521; 468-136-365
email: victory_x52@inbox.ru; kupi5@yandex.ru

Похожие на эту работы

Культура речи и эффективность общения
Общие определения понятий "культура речи" и "эффективность общения". Нормативный компонент культуры речи. Коммуникативный компонент культуры речи. Этический компонент культуры речи ...
 
Особенности языка газеты
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ГАЗЕТЫ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ЯЗЫК ГАЗЕТЫ. О РОЛИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ....
 
Жанры разговорной речи
ЖАНРЫ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ В ИХ НАУЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ». ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ КАК ТИПЫ ТЕКСТОВ....
 
Деловой этикет
Общее понятие делового этикета руководителя. Деловой этикет приема посетителей. Деловые совещания: понятие, сущность, способы и типы совещаний....
 
Ведение переговоров
Выбор тактики переговоров. Основные теории стратегии переговоров. Логические методы ведения переговоров. Подготовка плана переговоров. Правила убеждения партнера...
 
Теории происхождения речи
Проблема происхождения и развития речи в психологии Бихевиористский подход к развитию речи Дж.Уотсона и Б.Ф.Скиннера Когнитивная теория Ж.Пиаже и ее критика Л.С.Выготским ...
 
Лексические нормы современного русского литературного язязыка
Русский язык и культура речи, Рефераты, Лексические нормы современного русского литературного язязыка...
 
Контрольная работа. 2 вариант
Контрольная работа. 2 вариант...
 
Анализ хозяйственной деятельности
Характеристика ООО « КамелоТ». Предварительный обзор баланса. Характеристика имущества предприятия. Оценка финансовой устойчивости ООО « КамелоТ». Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия ...
 
Контрольная работа. Вариант 7.
Контрольная работа . 28 стр.1. ...
 
Швейные машины New Home
Швейные машины New Home. История швейных машин. Описание швейных машин....
 
Договор финансовой аренды (лизинга)
Контрольная работа...
 
ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСТАНОВКУ ФИНАНСОВОГО УЧЁТА В ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ
Особенности организации бухгалтерского учета в различных хозяйственных товариществах и обществах, в государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Специфика финансового учёта и отчётности в некоммерческих обществах и религиозных организациях. Бухг...
 
Слухи как объект социального исследования
Общее представление о слухах. Классификация слухов. Искажения в процессе циркуляции слухов. Факторы, влияющие на возникновение слуха...
 
Специфические показатели, используемые для количественной оценки риска
Контрольная работа. Специфические показатели, используемые для количественной оценки риска. Экономика. 5 стр....
 
Ответы на вопросы по экономике
Ответы на вопросы. Контрольная работа. 40 страниц....
 
Контрольная по конституционному праву
Контрольная по конституционному праву...
 
Сравнительный анализ экономического развития Челябинской области и Новосибирской области
Общая географическая характеристик. Природо-ресурсный потенциал. Характеристика населения. Экономическое развитие. Инвестиционная привлекательность....
 
Теория организации и ее место в системе научных знаний
Теория организации и ее место в системе научных знаний. Вклад в теорию организации смежных научных дисциплин. Понятие и сущность организации. Причины создания организаций. Характеристика конкретной организации (название, статус, строение, виды деятельности...
 
Управление конфликтами
Конфликт: сущность, источники и причины, основные виды. Управление конфликтами....