Контакты
Тел: +7-919-301-75-85 - вопросы по заказу рефератов и курсовых
Тел: +7-906-863-05-57 - вопросы по готовым работам
ICQ: 410-003-521; 468-136-365
email: victory_x52@inbox.ru; kupi5@yandex.ru
О нас arrow Психология arrow Рефераты arrow Теории развития речи
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Поиск:

Теории развития речи

Печать E-mail

Проблема развития речи в психологии. Бихевиористский подход к развитию речи Дж.Уотсона и Б.Ф.Скиннера. Преформистские теории развития речи Н.Хомского и Э.Ленненберга. Релятивистские теории (Э.Сапир и Б.Уорф). Когнитивная теория Ж.Пиаже и ее критика Л.С.Выг

Эти материалы вы можете использовать бесплатноОглавление

Введение 3
1. Проблема развития речи в психологии 4
2. Бихевиористский подход к развитию речи Дж.Уотсона и Б.Ф.Скиннера 7
3. Преформистские теории развития речи Н.Хомского и Э.Ленненберга 10
4. Релятивистские теории (Э.Сапир и Б.Уорф) 13
5. Когнитивная теория Ж.Пиаже и ее критика Л.С.Выготским 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

 

...

В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека.
Кажется, что на этот вопрос существует только один ответ: речь не является врожденной, а формируется в процессе онтогенеза. Существуют примеры, подтверждающие истинность данного вывода. Например, у детей, выросших в изоляции от людей, не существует никаких признаков членораздельной речи. Только у человека, выросшего среди людей, может появиться вербальная понятийная речь.
С другой стороны, существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. Например, многие высшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциям напоминающими речь человека. Более того, предпринимались относительно успешные попытки научить животных (обезьян) примитивному языку знаков, похожему на язык глухонемых. Также существуют доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества звуков. Еще одним доказательством врожденности речи является то, что стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы. Причем эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где они родились и в условиях какой культуры они развивались.
Однако, как уже было отмечено, однозначного ответа на вопрос о происхождении речи не существует. Кроме этого существует целый ряд теорий, пытающих объяснить или описать процесс формирования речи.
Цель работы - проанализировать основные теории развития речи.

...

 Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста».
В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями.
При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.
В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика [4, с.116].
Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание.

...

Современная психолингвистика рассматривает язык как систему, реализуемую в речеповеденческом механизме. Предметом психолингвистики является изучение природы и структуры языковой способности человека и ее реализации в речевой деятельности.
Более широкое определение психолингвистики дал А.А.Леонтьев, который сформулировал предмет этой науки. Психолингвистика, в соответствии с его определением - это речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования. Р.М.Фрумкина подчеркивает, что психолингвистика - это прежде всего определенный ракурс, в котором изучаются язык, речь и познавательные процессы.
Проблемы природы языковой способности очень важна в психолингвистике. Если предметом психолингвистики является речевая/языковая способностью человека, то необходимо понять, в чем ее природа, какова ее структура и каким образом она функционирует в актах речевой деятельности.
Во-первых, это проблема языковой способности или способности к усвоению языка, которая передана человеку генетически. Она является врожденной и предопределяет овладение родным языком. Языковая способность представляет собой прижизненно формируемый механизм, находящийся под влиянием социальных факторов.
 ...

В работе рассмотрен ряд теорий, пытающих объяснить или описать процесс формирования речи.
Среди наиболее известных из них находится теория научения. Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.
Однако данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остается быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в раннем детстве. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами но себе не могут быть приобретены в процессе научения. Далее, в развитии речи ребенка существуют моменты (в основном связанные с детским словотворчеством), которые не могут быть объяснены подражанием речи взрослых. Следующий факт, вызывающий сомнение в истинности данной теории, состоит в том, что взрослые обычно подкрепляют одобрением не правильные, а умные и рассудительные высказывания детей.
Следующей теорией, рассматривающей проблему формирования речи, является теория специфических задатков. Ее автором является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данный возраст называется сензитивным для формирования речи.
Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и формирования речи - когнитивная теория Ж.Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.
Поскольку речь зашла о взаимосвязи мышления и речи, нельзя не остановиться на исследованиях, проводившихся Л.С.Выготским. Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. Выготский внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства - речевое мышление.

 
« Пред.   След. »
Контакты
Тел: +7-919-301-75-85 - вопросы по заказу рефератов и курсовых
Тел: +7-906-863-05-57 - вопросы по готовым работам
ICQ: 410-003-521; 468-136-365
email: victory_x52@inbox.ru; kupi5@yandex.ru

Похожие на эту работы

Психологические особенности личности, определяющие её поведение
Личность как субъект поведения в организации. Психологические факторы, определяющие поведение личности. Социальная обусловленность поведения личности. ...
 
Функции и виды групп. Основные характеристики групп
Понятие группы. Виды групп. Групповое поведение....
 
Уход и надзор за депрессивными и соматически ослабленными больны
обязанности персонала по уходу за депрессивными, обязанности персонала по уходу за ослабленными больными, надзор за психическими больными ...
 
Характер, и его роль в жизни
история становления науки о характере, понятие характера в психологии, характер и темперамент, типология характеров...
 
Взаимосвязь психокоррекции, психотерапии и психологического консультирования
...
 
Технология установления доверия и обратной связи
Теоретические подходы к исследованию доверия. Принципы установления доверия. Пути установления обратной связи ...
 
Характер, его роль в жизни
История становления науки о характере. Понятие характера в психологии. Характер и темперамент. Типология характеров...
 
Юмор как психологическая категория
Юмор как психологическая категория. Юмор в структуре психологического воздействия ...
 
Диагностика межличностных отношений
Классификация методик диагностики межличностных отношений. Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения. Изучение морально-психологического статуса личности ...
 
Диагностика самосознания
Диагностика самосознания. Концепция уровневого строения самосознания. Стандартизированные самоотчеты. Нестандартизированные самоотчеты. Метод измерения локус-контроля....
 
Основные теории психосоматики
Основные теории психосоматики. Понятие психосоматических расстройств. Классификация психосоматических расстройств....
 
Понятие об аффектах. Стресс и дистресс.
Понятие аффекта. Сущность стресса, его физиологическая основа и этапы развития. Виды стрессов. Способы регуляции эмоциональных состояний. ...
 
Основные концепции психосоматики
Основные теории психосоматики. Понятие психосоматических расстройств. Классификация психосоматических расстройств...
 
История становления и развития клинической психологии
Предпосылки зарождения клинической психологии. Развитие клинической психологии в работах отечественных психиатров. Становление клинической психологии....
 
Диагностика межличнностных отношений
Классификация методик диагностики межличностных отношений. Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения. Изучение морально-психологического статуса личности...
 
Характер, акцентуации характера и неврозы
История становления науки о характере. Понятие характера в психологии. Акцентуации характера. Предрасположенность к неврозам людей с акцентуацией характера...
 
Характер, его роль в профессиональной деятельности
Сущность понятия «характер» в психологической науке. Классификация типов характера и их проявление в профессиональной деятельности. Влияние профессии на характер личности....
 
Развитие мышления у младших школьников с нарушением интеллектуального развития
Особенности развития мышления у детей в норме. Мышление умственно отсталых младших школьников. Мышление детей с задержкой психического развития....
 
Расстройство внимания. Проблема развития внимания
Понятие о внимании. Расстройства внимания. Проблема развития внимания...
 
Стрессы в профессиональной деятельности сотрудников УВД
Общее представление о стрессе. Особенности профессиональной деятельности сотрудников УВД, как фактор возникновения стрессов. Особенности стрессов у сотрудников УВД....