Контакты
Тел: +7-919-301-75-85 - вопросы по заказу рефератов и курсовых
Тел: +7-906-863-05-57 - вопросы по готовым работам
ICQ: 410-003-521; 468-136-365
email: victory_x52@inbox.ru; kupi5@yandex.ru
О нас arrow Педагогика arrow Рефераты arrow Роль отца в воспитании ребенка
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Поиск:

Роль отца в воспитании ребенка

Печать E-mail

Исследование влияния родителей на формирование личности ребенка. Отличия роли отца и матери в воспитании ребенка. Влияние отца на формирование личности ребенка
Оглавление
Исследование влияния родителей на формирование личности ребенка 2
Отличия роли отца и матери в воспитании ребенка 6
Влияние отца на формирование личности ребенка 12
Выводы 17

 

Выдержки из работы

Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является [Выготский].
Анализ различных исследований позволяет вычленить два взгляда на формирование личности сквозь призму детско-родительского взаимодействия:
Во-первых, те или иные личностные особенности можно рассматривать как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов поведения. Особая роль при описании данного аспекта принадлежит явлению идентификации.
Во-вторых, - как результат воздействия со стороны родителей, определяемый характером их стиля воспитания. Т.е. особенности воспитания создают условия, благоприятствующие или же препятствующие формированию адекватной положительной самооценки.
При определении роли родителей в формировании личности ребенка особое внимание уделяется стилям воспитания. При этом авторы не разделяют влияния отца и матери. Поэтому данное направление исследований можно рассматривать и при объяснении роли отца и при объяснении роли матери в воспитании ребенка.
 ...

Итак, можно констатировать, что первые три стиля родительского поведения (авторитарный, либеральный, индифферентный) являются неблагополучным для ребенка сочетанием степени контроля и степени теплоты. В то время как авторитетный стиль поведения родителей соответствует адекватной ситуации воспитания ребенка и способствует формированию у него адаптивного поведения в будущем, основанного на положительной самооценке.
Помимо опосредованного влияния стилей родительского поведения (через создание условий для формирования тех или иных личностных особенностей), существует и более прямое влияние родителей на формирование личности ребенка. Основным механизмом при этом является подражание, которое вытекает из процесса идентификации ребенка с родителями.
Показательным во втором отношении, является развитие ребенка в тревожной семье. Ребенку в такой семье передается чувство страха и неуверенности родителей. Он становится зависимым и несамостоятельным.
Изучению особенностей влияния уверенности родителей на формирование личностных особенностей детей посвящены работы Куперсмита.
Поведение родителей, их установка важны для развития ребенка, т.к. искажения развития встречаются не только у лиц, в раннем детстве разлученных с матерью или отцоом, но также и у тех, кто испытал влияние неправильных родительских установок.
Сфера общения ребенка с родителями напрямую определяет отношение ребенка к себе. В работе Е.Т. Соколовой [Соколова] указана главная причина формирования низкой самооценки дошкольника - неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком, которое в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение личности собственного "Я". Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность: психическое перенапряжение, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
 ...

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. На это указывал еще З. Фрейд [Хьел] описывая Эдипов комплекс. Данный комплекс играет ключевое, первостепенное значение в формировании личности ребенка. Роль отца в этом процессе огромна и в формировании дочерей и в формировании сыновей.
Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек З. Фрейд назвал либидонозную привязанность к родителям противоположного пола, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению З. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.
Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершается в конце этой фаллической стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению З. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».
Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. А роль отца в на данном этапе развития оказывается значительной, поскольку именно в сфере отношений с отцом разворачиваются основные напряженные лини формирования структур личности.
Идеи З.Фрейда получили свое развитие в рамках психоаналитической педагогики. В рамках данного направления рассматриваются процессы формирования самосознания и влияние на них особенностей взаимодействия с родителями. Исследователями особо подчеркивается роль отца в формировании личности ребенка, его идентификации. Однако указывается, что эта роль неравнозначна на разных этапах развития и по отношению к детям разного пола.
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.
 ...

Согласно культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского развитие личности ребенка опосредованно его отношениями со взрослыми. Формирование высших психических функций происходит только в рамках совместной деятельности ребенка и взрослого. При этом большая роль в формировании личности ребенка принадлежит более ранним этапам онтогенеза. А в ранние периоды развития родители выступают в качестве тех взрослых, отношение с которыми является первостепенным в воспитании ребенка.
В современной психологической литературе уделяется много внимания анализу особенностей взаимоотношений ребенка с родителями. При этом различные исследователи либо не делают различий между детско-материнскими и детско-отцовскими отношениями, либо указывают на большую роль матери в воспитании детей раннего возраста.
Классические исследования роли детско-родительских отношений направлены на исследование взаимосвязи стилей родительского воспитания и особенностей личности ребенка.
При этом разные авторы рассматривают разные стили воспитания ребенка. Многочисленные исследования позволили охарактеризовать особенности личности формируемые при авторитарном, либеральном, индифферентном и авторитетном стилях воспитания. При этом отмечается, что первые три стиля являются неблагополучными для ребенка сочетанием степени теплоты и контроля со стороны родителей.
Сравнение воспитательных воздействий со стороны отца и со стороны матери позволяют выделить особенности отцовского воспитания. Влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка. Любовь отца к ребенку имеет отличное от материнской любви назначение и проявления. Игра отца с ребенком отличается от игры матери с ребенком.
Таким образом, современные представления о различиях в воспитательных воздействиях матери и отца, позволяют говорить о специфики влияния отца на ребенка.
Однако, особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. К важным качествам отцов, влияющих на развитие ребенка относят: излишняя строгость, импульсивность, мительность и т.д.
Однако, приводимые в литературе исследования являются фрагментарными и чаще всего основаны на сравнении детей воспитывающихся с отцами о без них. Естественно подобные исследования не позволяют составить полную картину о роли отца в воспитании ребенка.
 

 
« Пред.   След. »
Контакты
Тел: +7-919-301-75-85 - вопросы по заказу рефератов и курсовых
Тел: +7-906-863-05-57 - вопросы по готовым работам
ICQ: 410-003-521; 468-136-365
email: victory_x52@inbox.ru; kupi5@yandex.ru

Похожие на эту работы

Семейное воспитание ребенка с речевыми нарушениями
Психология, Рефераты, Семейное воспитание ребенка с речевыми нарушениями...
 
Значение системы дошкольного образования в воспитании личности
Ребенок-дошкольник как субъект воспитания. Становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Целостный педагогический процесс в ДОУ. ...
 
Нейропсихологическое обследование ребенка
Нейропсихологическое обследование ребенка. Зрительное восприятие. Слуховое восприятие. Двигательная сфера. Внимание. Память. Речь. Мышление...
 
Роль отца в воспитании подростков
Теоретические предпосылки изучения роли отца в воспитании подростка. Исследование влияния родителей на формирование личности подростка. Отличия роли отца и матери в воспитании подростка. Влияние отца на формирование личности подростка. Эмпирическое исследо...
 
Социализация ребенка дошкольного возраста
Проблема социализации в психолого-педагогической литературе Игровое взаимодействие детей дошкольного возраста как средство социализации Программа социализации дошкольников в процессе игровой деятельности...
 
Сиротство как отклонение в социальной жизни ребенка
Сиротство как социальное явление Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Основные пути решения проблемы социального сиротства...
 
Отклонение в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема
Понятие отклонения поведения в социальной педагогике Пути решения проблемы отклоняющегося поведения Профилактика отклонений в поведении...
 
Социализация ребенка дошкольного возраста в игре
Проблема социализации в психолого-педагогической литературе. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игровое взаимодействие детей дошкольного возраста как средство социализации....
 
Социализация ребенка дошкольного возраста в игре
Проблема социализации в психолого-педагогической литературе. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игровое взаимодействие детей дошкольного возраста как средство социализации. Организация и проведение исследования. Программа социализации...
 
Экологическое воспитание в ДОУ.
Цель и задачи экологического воспитания в ДОУ. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста....
 
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Принципы воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха....
 
Нравственное воспитание школьников
Сущность нравственного воспитания школьников. сихолого-педагогические условия нравственного воспитания. Принципы и методы нравственного воспитания ...
 
Воспитание и обучение
Педагогика, Рефераты, Воспитание и обучение...
 
Воспитание и самовоспитание
Педагогика, Рефераты, Воспитание и самовоспитание...
 
Теория коллективного воспитания в трудах С.Т. Шацкого.doc
С.Т.Шацкий как педагог. Общая характеристика культурно-исторической эпохи С.Т.Шацкого. С.Т.Шацкий как личность. Сущность теории коллективного воспитания С.Т.Шацкого. Теория коллективного воспитания С.Т.Шацкого. Практика коллективного воспитания в педагогич...
 
Правовое воспитание и его значение в современном обществе
Понятие правового воспитания Влияние средств массовой информации на формирование правосознания Правовое образование в системе становления и и развития правового государства Актуальные проблемы правового образования учащихся в современном обществе...
 
Нравственное воспитание школьников
Сущность нравственного воспитания школьников Понятие нравственного воспитания Принципы и методы нравственного воспитания Психолого-педагогические условия нравственного воспитания...
 
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Педагогика, Курсовые работы, Сенсорное воспитание детей раннего возраста ...
 
Воспитание экологической культуры младших подростков в условиях сельского культурно - образователь
Психология, Дипломные работы, Воспитание экологической культуры младших подростков в условиях сельского культурно - образователь...
 
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Психология, Контрольные работы, Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения...